Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
По вопросу обеспечения государственной безопасности, кибербезопасности воздушных судов
и интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я, Фальков Эдуард Яковлевич, начальник отделения – главный конструктор по радиоэлектронным системам Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (далее – ФГУП «ГосНИИАС»), сообщаю следующее.
Предметом рассмотрения являются технологии обеспечения кибербезопасных полётов воздушных судов (ВС) государственной и гражданской авиации, литерных рейсов, выполняющих перевозку первых лиц Российской Федерации, в том числе осуществляющих Вашу, Владимир Владимирович, перевозку на зарубежных и российских ВС авиации ФСО, а также реализацию полётов беспилотных авиационных систем в общем воздушном пространстве вместе с пилотируемыми ВС.
В Российской Федерации в рамках модернизации Единой системы организации воздушного движения проводятся мероприятия по внедрению средств Автоматического Зависимого Наблюдения радиоВещательного типа (АЗН-В), являющегося технической основой перспективной схемы организации воздушного движения, обеспечивающей наблюдение с высокой точностью воздушных судов (ВС) без использования наземных радаров при существенно меньших затратах. Помимо наблюдения ВС в наземной системе управления воздушным движением (УВД), в зависимости от используемой линии передачи данных (ЛПД) АЗН-В может сопровождаться предоставлением дополнительных аэронавигационных услуг – ситуационной осведомлённости пилотов, передачей на борт данных о погоде, оперативных аэронавигационных ограничений и др. Поручениями Правительства была задана реализация АЗН-В не только в интересах гражданской, но и государственной авиации в целях решения задач наблюдения и управления ВС различного назначения, повышения безопасности полетов и эффективности выполнения специальных задач, создания системы управления полетами пилотируемой и беспилотной авиации в едином воздушном пространстве.
Впервые в Российской Федерации положительный опыт использования АЗН‑В на базе УКВ ЛПД режима 4 (АЗН-В/4) для специального применения был получен в ВВС в 2002-2003 гг. с участием ФГУП «ГосНИИАС» при выполнении специальных операций группой тяжёлых грузовых самолётов. В настоящее время вертолеты авиации ФСБ и ФСО России штатно оснащены аппаратурой АЗН-В/4, имеется многолетний положительный опыт её использования не только в качестве средства УВД, но и в районах выполнения специальных операций, а также в условиях Арктики и Антарктики. В 2015 — 2017 гг. были проведены исследовательские проверки по использованию технологии АЗН‑В/4 для решения задач военно-транспортной авиации (ВТА), включая обеспечение групповых полетов, решение задач десантирования, взаимодействие экипажей ВС между собой и с группами руководства полётами / десантированием. При десантировании грузовые платформы и десантники наблюдались экипажем на самолёте Ил-76 и группой руководства десантированием на земле от момента выброски до приземления. По обращению командования ВТА с участием ФГУП «ГосНИИАС» был проведён эксперимент по оборудованию самолётов Ил-76 ВТА, участвовавших в воздушном параде над Красной площадью. При этом на дисплеях в самолётах Ил-76 наблюдалось положение не только ВС, оборудованных аппаратурой АЗН-В/4 напрямую борт-борт, но также всех находящихся в воздухе ВС, не оборудованных аппаратурой АЗН-В и наблюдаемых в гражданской системе УВД при помощи вторичных радиолокаторов. Другим примером эффективного применения АЗН-В/4 является участие ФГУП «ГосНИИАС» в ежегодных высокоширотных экспедициях «Барнео» на Северный полюс под эгидой Русского Географического общества. В 2018 г. АЗН-В/4 было успешно использовано в полётах, выполненных авиацией Росгвардии в Арктике.
В 2016 г. с тесным участием ФГУП «ГосНИИАС» была завершена опытная эксплуатация АЗН-В в рамках пилотных проектов гражданской авиации «Ямал-АЗН» и «Москва-АЗН».
Несмотря на успешный опыт использования АЗН-В/4 в указанных пилотных проектах и длительный опыт эксплуатации в авиации силовых ведомств, в Минтрансе России в настоящее время наблюдается попытка смены ранее утвержденной программы по внедрению АЗН-В. Решением предыдущего Министра транспорта М.Ю. Соколова (протокол совещания от 24.06.2016 № 47) АЗН-В на базе ЛПД 1090 ES (АЗН-В/1090) определяется как некий якобы «единый стандарт системы автоматического зависимого наблюдения»; отметим, что Международная организация гражданской авиации (ИКАО) не устанавливает единого стандарта ЛПД для АЗН-В в принципе. Затем распоряжением Минтранса России от 25.04.2018 № МС-68-р была утверждена соответствующая Концепция внедрения АЗН-В/1090 на базе т. н. «единого стандарта». Важно отметить, что реализация стандарта АЗН-В/1090, разработчиком которого являются США, предоставляет возможность штатным службам разведки иностранных государств осуществлять в национальном воздушном пространстве Российской Федерации тотальное слежение за полетами воздушных судов (ВС), оборудованных АЗН-В/1090.
- Спутники Iridium второго поколения, оборудованные приемником АЗН-В 1090 ES;
- Глобальная система космического базирования с малымы задержками может быть реализована только с использованием низкоорбитальной связанной космической группировки;
- Осуществляет покрытие от полюса до полюса с доставкой данных АЗН-В Out в режиме времени, близком к реальному;
- Воздушным судам, использующим 1090 ES, для наблюдения космическим АЗН-В, никакого дополнительного оборудования не требуется.
Рис. 1. АЗН-В космического базирования
Таким образом, отличительной особенностью монопольного использования технологии АЗН-В/1090 является прямая угроза национальной безопасности, ввиду невозможности обеспечения кибербезопасности для всей авиации и невозможности безопасной интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство. Все указанные вопросы решаются с помощью российских разработок на базе АЗН-В/4, технические свойства которых в широком диапазоне были многократно продемонстрированы в многочисленных внутренних и зарубежных полётах с участием ФГУП «ГосНИИАС». Заседание Комитета по обороне Государственной Думы по вопросу развития АЗН-В в Российской Федерации с участием авиации всех силовых ведомств (Решение и рекомендации Комитета прилагаются [1]) указало на недопустимость игнорирования вопросов национальной безопасности и необходимость развития отечественной технологии. Вслед за этим Федеральное Агентство воздушного транспорта поддержало указанные рекомендации [2].
Необходимо отметить следующие факты, относящиеся к обороноспособности страны. Первоначально Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на решение Минтранса России об использовании т. н. «единого» стандарта АЗН-В/1090, письмом от 17 июня 2016 г. № 235/4/3/4155 сообщило о предполагаемом использовании этого вида АЗН-В для нужд МО РФ. Между тем в жизни мирового и российского авиационного сообщества произошли радикальные изменения. Прежде всего Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) признана необходимость подтверждения (верификации) данных АЗН‑В/1090 в системе УВД посредством использования данных вторичной радиолокации или данных многопозиционных систем наблюдения (МПСН) в силу полного отсутствия киберзащищённости АЗН-В/1090, что указанно в «Руководстве по авиационному наблюдению» (ICAO Doc 9924, издание 2017 года). Указанное обстоятельство коренным образом усложняет и значительно удорожает систему наблюдения ВС и, по сути, делает АЗН-В/1090 экономически нецелесообразным. Вместе с этим в начале 2019 г. в США была введена в эксплуатацию система космического АЗН-В “Aireon” (рис. 1), реализующая в реальном времени глобальное (по всему миру) наблюдение ВС, излучающих сигнал АЗН‑В/1090, как в воздушном пространстве, так и на земле. Тем самым все полеты государственной авиации и литерных рейсов с АЗН-В/1090 даже внутри Российской Федерации в реальном времени контролируются странами НАТО.
Комитет Государственной Думы по обороне обратил особое внимание Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации на вопрос обеспечения безопасности полетов ВС, особенно при осуществлении региональных и местных воздушных перевозок, полетов авиации общего назначения и БАС с учетом недостаточно развитой наземной инфраструктуры УВД через повышение ситуационной осведомленности экипажей. В условиях неослабевающей антироссийской санкционной политики становится особенно целесообразным линия развития самостоятельных отечественных технологий с гармонизированным развитием международной нормативной базы с перспективой воздействия на транзитные ВС зарубежных авиакомпаний и тем самым на продвижение российских технологий в мировую авиационную практику. Технические решения и соответствующие стандарты должны не только уменьшать влияние и тем более контроль российской авиатранспортной отрасли через ориентированные стандарты, но наряду с технико-экономической эффективностью способствовать увеличению обороноспособности и безопасности системы организации воздушного движения.
Принимая во внимание положительный практический опыт, накопленный авиацией ФСБ, авиацией ФСО, авиацией Росгвардии и авиацией МЧС, в целях обеспечения национальной безопасности посредством обеспечения киберзащищённости всей авиации и обеспечения безопасности полётов при интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство, а также с учётом особенностей системы организации воздушного движения в стране как системы двойного назначения, представляется необходимым поручить Минтрансу России совместно с силовыми ведомствами и Минпромторгом России пересмотреть технологический выбор для внедрения АЗН-В в Российской Федерации. В частности, особое внимание должно быть уделено вопросу обеспечения криптозащиты данных АЗН-В, а также вопросам гармонизации национального законодательства в этой области со стандартами и рекомендуемой практикой (SARPs) Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В рамках проводимых исследований Панель экспертов ИКАО по дистанционно-пилотируемым авиационным системам (RPASP) поручила российским экспертам разработать и представить на рассмотрение панели проект стандарта ИКАО, устанавливающего технические требования к предложенным ранее российскими специалистами самоорганизующимся воздушным сетям (СОВС). Представляется необходимым в целях продвижения российских технологий рекомендовать Минпромторгу России и Минтрансу России поддержать продолжение работ по созданию серийной аппаратуры, проведения сертификационных лётных испытаний и завершения работы над проектами стандартов ИКАО, обеспечивающими развёртывание АЗН-В на основе киберзащищённых СОВС. Особенно ценным представляется использование СОВС (своего рода мобильный интернет по авиационным требованиям между ВС) при организации групповых действий государственной авиации, включая использование систем оружия. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос развития киберзащищённого АЗН-В в стране на заседании Совета Безопасности Российской Федерации.
Приложение:
- Решение и рекомендации Комитета Государственной Думы по обороне по вопросу внедрения АЗН-В в Российской Федерации (с учетом специфики и развития беспилотных авиационных систем), от 11 марта 2020 г. № 3.14‑19/374, на 14 листах.
- Письмо Федерального Агентства Воздушного Транспорта по вопросу внедрения АЗН-В, от 10.04.2020 № 15211/07, на 3 листах.
Эдуард Яковлевич Фальков
Начальник отделения – Главный конструктор по радиоэлектронному оборудованию
ФГУП ГосНИИ авиационных систем (ГосНИИАС)
Москва 125319 ул. Викторенко 7
Дом. адрес: Москва 125057 Новопесчаная ул. 8 корп.1 кв. 55
Тел.: +7 499 157 9434, +7 495 956 4389
Факс: +7 495 771 7127
E-mail: efalkov@outlook.com