29 августа 2019 г. впервые в рамках утвержденной программы авиасалона МАКС была проведена демонстрация технологии безопасной интеграции БВС, в ходе которой одновременный полет выполнили два БВС и пилотируемое воздушное судно.
ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ
Беспилотная гражданская авиация вне всякого сомнения является тем направлением, где у Российской Федерации были, и пока еще остаются шансы занять достойное место на мировом рынке!
Продукция и технологии обработки данных отечественных разработчиков и эксплуатантов БАС находятся на высоком уровне, однако мы сильно уступаем по количеству компаний и темпу роста рынка.
Новые авиационные технологи способны в разы снижать издержки предприятий и приносить триллионные доходы в бюджет государства, об этом говорят не только разработчики беспилотников, но уже и крупнейшие системообразующие структуры.
Несмотря на огромный потенциал роста, отрасль беспилотной авиации все больше отдаляется от перспективных возможностей, более 4 лет ломая копья вокруг ключевой задачи – безопасная интеграция БВС в общее воздушное пространство.
Существующий порядок эксплуатации БАС не устраивает ни одну из сторон: эксплуатантов БАС, заказчиков работ, эксплуатантов пилотируемых ВС, и требует безотлагательного взвешенного решения.
Безусловная важность решения этой задачи натыкается на противостояние сторонников решений, различных по технологической и экономической эффективности.
Ассоциация с 2015 года ведет системную работу по решению задачи интеграции.
Проведено большое количество публичных мероприятий с внимательным обсуждением всех практических потребностей участников рынка, оценкой всех аспектов взаимодействия беспилотной авиации с существующей системой УВД и с другими участниками воздушного движения в неконтролируемом ВП, где и происходит 90% полетов.
Концептуально следует работать в направлении создания бесшовного воздушного пространства, в котором любое БВС сможет выполнять полет одновременно с другими беспилотными или пилотируемыми ВС в любом классе воздушного пространства на любой высоте от нулевой отметки.
Поиск решения лежит между выбором или сочетанием одобренных ИКАО технологий, применимых для решения задачи интеграции.
Некоторые особенности этих технологий мы описывали в материале по итогам полетов в Томском опытном районе, выполненным в мае 2019 года.
Схема сетевого взаимодействия объектов при полетах в Томске, 30.05.2019
Неоднократно организованные Ассоциацией и другими структурами экспериментальные полеты, сравнение реальных возможностей технологий, анализ всех условий и ограничений приводит многих экспертов к выводу о целесообразности построения технологии безопасной интеграции БВС на основе интегрированной АЗН-В с использованием стандарта VDL-4 и 1090ES.
Проводимый в настоящее время госрегулятором курс на использование «единого» стандарта АЗН-В только на основе ЛПД 1090ES и организацию полетов БВС с использованием наземной инфраструктуры МПСН не отвечает реальным потребностям эксплуатантов БАС и системных заказчиков услуг с их использованием.
Попытки дискредитировать технологию АЗН-В/4 выглядят нелепо, поскольку не подтверждаются ничем, кроме голословных заявлений.
Эмоциональные выпады некоторых структур легко разбиваются сопоставлением результатов опытной эксплуатации в рамках Программы Минтранса по внедрению АЗН-В от 2011 года, протоколов проведенных испытаний и объективным рассмотрении тех же самых документов, из контекста которых вырываются «обоснования», приводимые сторонниками широкого внедрения в России технологии МПСН/1090.
Об истинных причинах технологической войны мы говорили ранее: дорогая и неэффективная технология, развертывание которой предполагается за счет средств пользователей, не хочет уступать более совершенной, функциональной, а главное более экономичной!
В ущерб национальной безопасности и конкурентоспособности российских компаний кем-то влиятельным активно лоббируются баснословно дорогие технологии и проекты, насаждаемые в сфере аэронавигации, но не решающие актуальных задач рынка беспилотной авиации.
Об истинных целях такой деятельности предлагаем читателям подумать самостоятельно.
В ближайшее время мы посвятим особенностям различных авиационных стандартов отдельные публикации.
УСПЕХ ИНТЕГРАЦИИ
Несмотря на известное противодействие, Ассоциация «Аэронет» продолжает заниматься решением задачи безопасных полетов БВС прежде всего на сверхмалых высотах до 400 метров в неконтролируемом воздушном пространстве.
Уже повторно в текущем году стандартизованная ИКАО и применяемая в России технология интеграции БВС на основе АЗН-В VDL-4 была продемонстрирована 29 августа на авиасалоне МАКС-2019.
В мае 2019 г. по инициативе Ассоциации указанная технология наглядно подтвердила свои возможности на площадке конкурса «Авиароботех-2019» в Томской области.
Следует отметить, что несмотря на всемерное стремление Ассоциации провести сравнительную оценку различных технологий и заявленную готовность сторонников АЗН-В 1090ES и МПСН, участия указанном мероприятии последние не приняли.
Событие, проведенное на МАКСе, можно по праву считать мировой премьерой!
Нигде ранее на международных мероприятиях подобного уровня беспилотные и пилотируемые ВС не совершали совместных полетов!
Для демонстрации технологий интеграции на МАКС было задействовано пилотируемое воздушное судно МАИ-411
- Пилотируемое ВС оборудовалось по временной схеме автономными аппаратно-программными средствами АЗН-В VDL-4, сопряженными с электронным планшетом пилота для отображения воздушной обстановки.
Участниками совместных полетов от беспилотной авиации выступили БВС самолетного типа ПТЕРО G1, под управлением командира ВС Аркадия Чижова и внешнего пилота Антона Сергеева
БВС мультироторного типа ГЕОСКАН-401, под управлением внешнего пилота Алексея Большакова
- БВС оснащались малогабаритным устройством АЗН-В VDL-4 «Пульсар-РВ», размещенным под радиопрозрачными элементами конструкции БВС.
Размещение «Пульсар-РВ» в крыле БВС «Птеро»
«Пульсар-РВ» обеспечивает не только функции АЗН-В в полном объеме («In» и «Out»), чем обеспечивается ситуационная осведомленность внешнего экипажа БАС через находящееся в воздухе БВС, но и прием на борту БВС дополнительной информации — метео, аэронавигационные ограничения, DGNSS и др., с последующей передачей информации внешнему экипажу по каналу С2/С3.
- Рабочие места внешних пилотов БАС были оснащены мобильным малогабаритным наземным комплектом АЗН-В на базе МГТР-4, сопряженного с электронным планшетом по беспроводному каналу Bluetooth.
Наличие указанного комплекта оборудования позволило обеспечить инструментальное наблюдение внешними экипажами не только собственных БВС по информации АЗН-В, но и других участников совместных полетов.
Наличие канала АЗН-В «Внешний пилот-БВС» может быть использовано в качестве резервного канала связи С2/С3, что подтверждено практикой.
Возможность обеспечения прямого взаимодействия «борт-борт» между различными БВС, БВС и пилотируемыми ВС представляется весьма актуальным при организации совместных полетов в неконтролируемом воздушном пространстве при отсутствии диспетчерского обслуживания и соответствующей наземной инфраструктуры наблюдения.
- Наземное наблюдение всех участников совместных полетов на МАКС-2019 обеспечивалось мобильным командным диспетчерским пунктом (МКДП), размещенным в непосредственной близости от павильона БАС и АОН и оборудованным необходимыми средствами связи и наблюдения АЗН-В на основе ЛПД VDL-4 и 1090ES.
Наличие интегрированной АЗН-В позволило обеспечить инструментальное наблюдение всех воздушных судов как по ЛПД VDL-4, так и 1090ES.
При этом информация о воздушных судах, стандартно оборудованных 1090ES передавалась пользователям по линии VDL-4, чем обеспечивалась полная ситуационная осведомленность экипажей ВС/БВС.
Информация АЗН-В от МКДП транслировалась на экран в павильоне БАС/АОН, в результате посетители могли наблюдать положение ВС/БВС в ходе демонстрационных полетов.
Рабочее место руководителя полетов на выносном командном пункте также было оснащено комплектом АЗН-В VDL-4 с отображением информации на ноутбуке.
На снимке – информация АЗН-В на ноутбуке руководителя полетов на ВКП аэр. Раменское (Жуковский) с отметками участников совместных полетов: ВС/БВС (позывные соответственно MAI411, PTERO, GEOSCAN), ВКП (MAKSKDP), МКДП (MKDPNITA), наземный комплект АЗН-В внешних пилотов БАС (BASOFF).
Отметка с позывным AFL1189 – информация АЗН-В 1090ES, транслируемая МКДП по ЛПД VDL-4 (функция TIS-B), в данном случае – рейсовый самолет «Аэрофлота».
Наличие оборудования АЗН-В позволило обеспечить полную ситуационную осведомленность всех участников по принципу «каждый видит каждого» на основе самоорганизующегося протокола связи (STDMA), взаимодействие экипажей ВС между собой и с группой руководства полетами, предоставление дополнительной информации.
Продемонстрированные на МАКС возможности интеграции БВС на основе АЗН-В VDL-4 в очередной раз убедительно показали — в Российской Федерации существует научно-технологический задел, способный в короткое время решить главную для развития рынка задачу — безопасность полетов, и дать мощный толчок развитию рынка БАС.
Итоги полетов вызвали высокий интерес у ряда иностранных участников авиасалона, выразивших желание к более детальному изучению возможностей предлагаемой технологии.
Высокая функциональность, подтвержденная в отличие от других технологий практикой, позволяет российским компаниям рассчитывать на скорое внедрение новых решений, обеспечивающих действительно безопасную интеграцию БВС в общее воздушное пространство!
Ассоциация выражает благодарность ГосНИИ Авиационных систем, ООО «Фирма «НИТА», АО «Авиапром», АО «ЛИИ Им. М.М. Громова», АО «Авиасалон», компаниям ПТЕРО, ГЕОСКАН и иным структурам, принимавшим участие в подготовке и проведении демонстрации технологий интеграции на МАКС-2019!
оригинал статьи размещен на портале aeronet.aero