Э.Я. Фальков — начальник отделения ГосНИИАС, главный конструктор по радиоэлектронным системам
В Российской Федерации в рамках модернизации Единой системы организации воздушного движения проводятся мероприятия по внедрению Автоматического Зависимого Наблюдения радиоВещательного типа (АЗН-В), являющегося технической основой перспективной схемы организации воздушного движения. АЗН-В с высокой точностью обеспечивает наблюдение воздушных судов (ВС) без использования наземных радаров при существенно меньших затратах. Помимо наблюдения ВС в системе УВД, в зависимости от используемой линии передачи данных (ЛПД), АЗН-В может сопровождаться предоставлением дополнительных аэронавигационных услуг – ситуационной осведомлённости пилотов, передачей на борт погоды, оперативных аэронавигационных ограничений и др. Поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 13.02.2013 № РД-П22-880, от 13.12.2013 № РД-П229018 была задана реализация АЗН-В не только в интересах гражданской, но и государственной авиации в целях решения задач наблюдения и управления ВС различного назначения, повышения безопасности полетов и эффективности выполнения специальных задач, создания системы управления полетами пилотируемой и беспилотной авиации в едином воздушном пространстве.
Впервые в Российской Федерации положительный опыт использования АЗН-В, конкретно АЗН-В/4 для специального применения, был получен в ВВС в 2002-2003 г. г. при выполнении боевых операций группой самолётов Ан-12, вылетавших из Ахтубинска. В настоящее время вертолеты авиации ФСБ и ФСО России штатно оснащены аппаратурой АЗН-В/4, имеется многолетний положительный опыт ее использования не только в качестве средства УВД, но и в районах выполнения специальных операций, а также в условиях Арктики и Антарктики. В 2015 -2017 г. г. были проведены исследовательские проверки по использованию технологии АЗН-В/4 для решения задач военно-транспортной авиации (ВТА), включая обеспечение групповых полетов, решение задач десантирования, взаимодействие экипажей ВС между собой и с группами руководства полетами/десантированием. При десантировании грузовые платформы и десантники наблюдались экипажем на самолёте Ил-76 и группой руководства десантированием на земле от момента выброски до приземления. По обращению командования ВТА проведен эксперимент по оборудованию самолётов Ил-76 ВТА, участвующих в воздушном параде над Красной площадью. Примером плодотворного использования АЗН-В/4 является участие в ежегодных высокоширотных экспедициях «Барнео» на Северный полюс под эгидой Русского Географического общества, получившее высокую оценку от организаторов и участников экспедиции, включая ВТА ВКС России. В 2018 г. АЗН-В/4 было успешно использовано в полётах, выполненных авиацией Росгвардии в Арктике.
В 2016 г. была завершена опытная эксплуатация АЗН-В в рамках пилотных проектов гражданской авиации «Ямал-АЗН» и «Москва-АЗН», подтвердившая правильность принятых решений по использованию в России АЗН-В на основе двух типов ЛПД.
Несмотря на успешный опыт использования АЗН-В/4 в указанных пилотных проектах и длительный опыт эксплуатации в авиации силовых ведомств, Минтрансом России в настоящее время проводится смена ранее утвержденного курса на внедрение АЗН-В. Решением Министра транспорта М.Ю. Соколовым АЗН-В/1090 определяется как «единый стандарт системы автоматического зависимого наблюдения» (протокол совещания от 24.06.2016 № 47). Затем распоряжением Минтранса России от 25.04.2018 № МС-68-р была утверждена соответствующая Концепция внедрения АЗН-В на основе «единого стандарта». Не останавливаясь на фактах фальсификации и подлогов при принятии указанного решения, изложенных, в частности, в прилагаемой Аналитической Записке, важно отметить, что реализация стандарта АЗН-В/1090, разработчиком которого являются США, предоставляет возможность штатным службам УВД иностранных государств осуществлять в национальном воздушном пространстве Российской Федерации тотальное слежение за полетами воздушных судов (ВС), оборудованных АЗН-В/1090. В связи с вводом в эксплуатацию в январе 2019 г. спутниковой группировки Iridium Next с каналом приема сигналов 1090 МГц, реализация «единого стандарта» АЗН-В создает прямую угрозу обеспечения национальной безопасности. Это особенно актуально при выполнении внутренних рейсов ВС государственной авиации, а также ВС, выполняющих литерные рейсы. При этом реализация возможности наблюдения государственной авиации Российской Федерации зарубежными службами фактически осуществляется добровольно за счёт собственных средств Российской Федерации самим фактом использования АЗН-В/1090. Ещё большую угрозу, помимо неавторизованного наблюдения, представляет отсутствие киберзащищённости АЗН-В/1090. Для частичного решения вопросов киберзащиты наблюдения воздушных судов в системе УВД Минтрансом России продвигается проект использования многопозиционных систем наблюдения (МПСН) стоимостью более 100 млрд рублей по инвестиционному проекту и около 400 млрд руб. по концессионному соглашению, при этом проблема киберзащищённости в целом не решается. Нормативно закрепляя «единый стандарт» на территории Российской Федерации для наблюдения всех типов ВС, Концепция ограничивает пользователей в возможности предоставления целого ряда дополнительных сервисов (ситуационная осведомлённость пилотов, оперативное предоставление метеорологической и аэронавигационной информации и др.) и других перспективных технологий. Указанное решение ставит непреодолимый барьер развитию беспилотных авиационных систем (БАС), решению ключевой задачи интеграции БАС в общее воздушное пространство. В ряде писем по указанному вопросу Министерство обороны ссылается на систему ОСНОД, которую предполагается использовать при выполнении боевых операций. ОСНОД – система разработки более чем сорокалетней давности; несмотря на официальную «постановку на снабжение», в стране имеется всего одна наземная станция ОСНОД в г. Ахтубинске, притом принадлежащая промышленности, с весьма ограниченными возможностями. Ориентирование на ОСНОД фактически означает параллельное разворачивание военной системы УВД, в т. ч. в районах выполнения боевых операций, то, от чего отказался весь мир, в том числе Россия, несколько десятков лет тому назад. Оценить сроки и стоимости создания такого военного УВД представляется затруднительным.
18 сентября 2018 г. по обращению ФГБУ «СЛО «Россия» в ФГУП «ГосНИИАС» было проведено совещание с участием представителей авиации ФСБ России, авиации ФСО России, военно-транспортной авиации, авиации Росгвардии, Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», подтвердившее актуальность указанной проблемы. «СЛО «Россия» объявил о максимально возможном переходе на стандарт АЗН-В/4 при выполнении литерных рейсов в Российской Федерации.
С учетом изложенного, представляется целесообразным вернуться к рассмотрению основ технической политики при реализации АЗН-В в системе организации воздушного движения в Российской Федерации с учетом обеспечения национальной безопасности, включая вопросы киберзащищённости всей авиации, и провести соответствующее обсуждение с привлечением представителей различных видов авиации и заинтересованных ведомств с целью выработки направлений развития. В дополнение к позиции авиации ФСБ и авиации ФСО представляется необходимым получить мнение других пользователей авиации силовых ведомств в аспекте обеспечения государственной безопасности с возможным последующим рассмотрением вопроса в силу его важности на Совете Безопасности Российской Федерации.